Сюжетами первых гравюр выбирались различные события морской тематики, изображение рыб, русалок и т.п. Изделиями, на которых наносились изображения чаще всего выступали разнообразные шкатулки и предметы кухонной утвари: ложки, вилки, и конечно ножи. В качестве инструментов для резьбы использовались иглы и перочинные ножи, которыми наносились многочисленные штрихи и точки. Затем полученное изображение заполнялось краской, которая затиралась и постепенно въедалась в кость. По мере увеличения размеров морского флота, популярность скримшоу начала расти, а география его распространения расширяться. Не связанные с морским промыслом сухопутные художники начали использовать в качестве материала для работы кости наземных животных. В течение долгого времени, до запрета охоты на слонов, для скримшоу использовалась слоновая кость и в первую очередь бивни. В наше время, помимо костей и зубов морских животных, скримшоу наносится на бивни, кость и зубы мамонта, добыча которых активно ведется прежде всего на территории нашей страны.
Источник фото: https://mamont-art.ru/about/blog/principles-of-artistic-restoration-of-the-mammoth-tusk-mamont-art/
В Якутии имеются огромные кладбища умиравших в течение нескольких десятков тысяч лет животных. Лучшими материалами являются именно бивни, так как они имеют плотную и не пористую структуру, что позволяет получить гладкую и равномерную рабочую поверхность. Она важна для прорисовки самых мелких деталей рисунка и равномерности распределения тона и краски на изображении.
Основу исполнения скримшоу составляет нанесение рисунка мелкими точками на поверхность кости. Для этого применяют два основных метода: пирографию (выжигание по кости) и гравировку. Многие художники создают скримшоу смешанного типа: часть изображения формируется гравировкой, часть выжиганием. После нанесения изображения оно раскрашивается красками методом наложения слоев.
Источник фото: https://pikabu.ru/story/skrimshou_protsess_rabotyi_v_razlichnyikh_tekhnikakh_i_rezultat_4832869
Работа по созданию скримшоу обычно разбивается на несколько этапов.
1. Этап подготовки материала к работе.
В первую очередь мастер подбирает материал. Кости, в частности, предварительно вывариваются и отбеливаются, для бивней этот метод не применяется. Затем производится шлифовка напильниками и наждачной бумагой, после чего полировка с использованием полировальных паст. Также любой природный материал нуждается в устранении мелких дефектов поверхности, таких как трещины, мелкие сколы и т.п. Они затягиваются клеем или затираются воском. Поверхность полируется практически до зеркального состояния.
2. Этап нанесения первоначального рисунка.
На подготовленном материале нужную композицию прорисовывают мягким графитовым карандашом. Или работают по трафарету уже созданного рисунка и короткими, мелкими проколами иглой переносят изображение на кость по контуру, потом тонируют.
3. Этап окончательного создания картины.
При применении техники пирографии, рисунок на кости выжигается методом нанесения очень мелких точек. Используются при этом различные выжигательные аппараты (пирографы), как заводские, так и изготовленные вручную. В качестве рабочего инструмента применяются разнообразные иголки, которые имеют разный диаметр и угол заточки - для получения точек разного размера. При нанесении рисунка точки наносятся нихромовыми или латунными иглами разной температуры с разным давлением. Это влияет на размер точки и ее цвет, и позволяет создавать яркие светотени.
Источник фото: https://popgun.ru/viewtopic.php?f=44&t=672273&p=22439119
В технике гравировки, точки наносят методом прокалывания, также специально изготовленными иголками с разным углом заточки. Чаще всего самодельные иголки делают из зуботехнических боров. Боры изготавливаются из качественной инструментальной стали и соответствуют нужным требованиям твердости и прочности при ударных нагрузках. По иголкам ударяют специальным маленьким молоточком. Первые удары совершаются с минимальной амплитудой, затем давление наращивается. Кроме того, применяются электрические ювелирные гравировальные машинки (бормашины), а также пневмограверы с различными наборами специальных насадок. Электрические инструменты существенно сокращают время создания гравюры.
После нанесения рисунка на поверхность кости, его тонируют красками или тушью. Краску наносят точечно на конкретную часть картины и растушевывают по поверхности с помощью ватной палочки. Затем краску стирают, но она остается в местах проколов, оставленных иголками. Краску разного цвета распределяют слоями, постепенно прокрашивая таким образом всю поверхность картины. Создание скримшоу требует прорисовки очень мелких деталей, для этого применяются различные увеличительные приборы: мощные лупы и различные микроскопы.
Источник фото: https://clck.ru/SrSeQ
Скримшоу создается не только на ножах с фиксированным клинком, но и на складных ножах. Чаще всего это высокохудожественные изделия, различные сувенирные наборы, настольные композиции. Но и на вполне рабочих ножах изображение, выполненное в такой технике, также может применяться. Тематикой создания миниатюр становятся чаще всего различные сцены охоты, рыбалки или пейзажи.
Работа над скримшоу отличается очень высокой кропотливостью и терпением, присущего в первую очередь мастерам – ювелирам. Поэтому именно работники ювелирных мастерских, имеющие большой навык точной работы и необходимые инструменты, на сегодняшний день составляют основную массу мастеров скримшоу. Уже более трехсот лет эта техника существует и совершенствуется, и в ней создаются зачастую великолепные картины.