Обычно на складных ножах стеклобой выполняется в виде отдельной детали, расположенной на торце рукоятки. На ножах с фиксированным клинком — это окончание хвостовика, выступающее из рукоятки и имеющее форму стеклобоя. Стеклобой на складных ножах, может быть как монолитным, так и съемным. Например, такой съемный стеклобой присутствует на ноже Victorinox RESCUE TOOL и многих других спасательных складных ножах.
Ножи с фиксированным клинком, имеют стеклобой в основном в тактическом варианте или в виде ножей выживания. Однако чаще всего на таких ножах стеклобоем называется просто навершие выступающее из рукояти. Таким стеклобоем можно выполнять различные хозяйственные работы по разбиванию ящиков, выбиванию дверей, разбивания обычных деревянных и пластиковых окон и т.п. Однако разбивание автомобильного стекла типа триплекса уже представляет довольно большую проблему, так как фактически при этом работает только маленькая ударная площадь навершия и сталь даже твердостью в 62-63 HRC, не обладает в этом случае большой пробивной мощью, ей просто не хватает твердости.
Лучшими стеклобоями принято считать изготовленные из вольфрама или керамики. Главная причина использования этих сверхпрочных материалов очень проста. Стальной стеклобой при ударах о стекло очень быстро расплющивается, уменьшая создаваемое давление (по формуле P=F/S), а твердосплавной шарик, представляет из себя труднодеформируемую точку приложения всей силы.
Вольфра́м —это твёрдый блестящий серебристо-серый переходный металл. Это самый тугоплавкий из металлов. Более высокую температуру плавления имеет только неметаллический элемент — углерод, но он существует в жидком виде только при высоких давлениях. При стандартных условиях вольфрам химически стоек. В стеклобоях применяется специальное химическое соединение — карбид вольфрама. Карбид вольфрама (монокарбид вольфрама) — химическое соединение углерода и вольфрама с формулой WC. Имеет высокую твёрдость (9 по шкале Мооса) и хорошую износостойкость. Обычно карбид вольфрама считается хрупким соединением, однако под нагрузкой он проявляет пластические свойства. Твёрдость вольфрама по Роквеллу 92−94 HRA, что приблизительно равно 73 HRC. Карбид вольфрама применяется для изготовления инструментов, требующих высокой твёрдости и коррозионной стойкости, а также для износостойкой наплавки деталей, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания с умеренными ударными нагрузками. Он подходит для изготовления различных резцов, абразивных дисков, свёрл, фрез, долот для бурения и другого режущего инструмента.
Описывая стеклобой необходимо сказать несколько слов и о стеклах, которые предстоит разбивать.
Стекла автомобилей делятся на два основных вида:
Первый тип — триплекс (от лат.Triplex – тройной). Это стекло, которое состоит из множества слоев, чаще всего именно трех, склеиваемых между собой прозрачной полимерной пленкой при нагревании под давлением. В основном из него изготовляют лобовые стекла, но в автомобилях представительского класса из него могут быть изготовлены боковые и задние окна, и даже люки. Главное преимущество автомобильного стекла с типом «триплекс»: высокая прочность против ударов. Благодаря пленке после сильного удара, на стекле может появиться только трещина, которая не будет распространяться по всей поверхности стекла, осколки стекла не разлетятся по салону автомобиля, а удержатся на стекле. Разбить такое стекло стеклобоем на ноже крайне трудно. Спасатели, разбивая боковые стекла расширяют отверстие с помощью специальных пил. Для пробивания такого стекла стеклобоем придется нанести десятки ударов, что в экстремальной ситуации, «на адреналине» сделать безусловно можно, но будет требовать очень больших затрат времени, что является критическим фактором в экстремальной ситуации.
Боковые стекла представляют из себя каленое стекло, которое может при ударе рассыпаться на мелкие, не наносящие порезов, осколки. Важно отметить, что закалённое стекло разбить с одного удара, ударив пo центру крайне сложно, оно может просто спружинить. Эти стекла специально проектируются так, чтобы быть прочнее в центре, чем по краям. Поэтому стеклобоем нужно бить в угол стекла, это позволяет разбить стекло с одного удара. По самым разнообразным тестам, проведенным энтузиастами за последние годы, было показано, что эффективно работают по автомобильным стеклам именно вольфрамовые стеклобои. Обычные железные предметы, типа навершия тактического ножа, молоточки в общественном транспорте и прочие не всегда дают возможность разбить стекло с одного концентрированного удара. Именно поэтому ранее в общественном транспорте существовал принцип: "выдерни шнур – выдави стекло", так как стекла делались съемными. При этом эффективность удара по стеклу обычным камнем, зачастую может быть выше, чем металлическим стеклобоем, камень может иметь крайне твердые грани и включения различных твёрдых элементов.
Также необходимо отметить, что не высокую эффективность показывают стеклобои и при попытке разбить стекла офисных зданий. Обычно там применяются холодногнутые, многослойные, термоупрочненные окна, с толщиной листа порядка 41 мм. Такой материал выдерживает распределенную нагрузку 400 кгс/м2. Концентрированная нагрузка от очень узкого вольфрамового наконечника, конечно, может нанести стеклу повреждения, но не существенные.