История одного из мировых лидеров производства стали в Европе - компании Крупп (Krupp), началась в 1800 году, когда немецкие торговцы, владельцы семейной фирмы, приобрели первую металлообрабатывающую фабрику. А уже в 1811 году, главой семейства, Фридрихом Круппом, был основан первый литейный завод. В 1853 году началось производство главного продукта будущего концерна: бесшовных железнодорожных колес, изображение которых стало позже эмблемой предприятия. Параллельно фирма Крупп начала получать первые государственные заказы на производство военной техники, которые и стали причиной ее лидерства в сталелитейной отрасли Германии, вплоть до конца Второй Мировой Войны.
Артиллерийские орудия, созданные на заводах Круппа, активно применялись во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. и всех последующих военных конфликтах конца XIX - начала XX века. Первую Мировую войну концерн встретил как главный немецкий производитель железнодорожных артиллерийских систем. Кроме этого, дочернее предприятие компании - «Krupp-Daimler», производил армейские грузовики, в том числе и для перевозки все тех же артиллерийских орудий. После войны концерн занимался производством автомобильной техники: грузовых машин и автобусов. Помимо этого, производились паровозы, трактора и ткацкие станки.
В конце 30-х годов предприятие полностью перешло на производство военной техники и боеприпасов. Основу всего автотранспорта немецкой армии во Второй Мировой войне составили автомобили, производимые на заводах Круппа. Также на фронт поставлялись танки, самоходные орудия, тягачи и пр. В последний период войны заводы компании подвергались целенаправленным бомбардировкам союзников и большинство из них было разрушено. Концерн находился на грани банкротства, а его владелец Алфрид Крупп был арестован, как нацистский преступник. Однако значение предприятия для государства было слишком велико и уже в конце 40-х годов частные инвесторы и немецкое правительство предприняли меры по его спасению. Заводы Круппа долгое время восстанавливали свои производственные мощности, но в конечном итоге к концу 50-х фирма снова вошла в число крупнейших предприятий страны.
17 марта 1999 года был подписан документ о слиянии двух концернов Германии: «Thyssen AG» и «AG Krupp». В результате был создан крупнейший промышленный концерн в Европе — «ThyssenKrupp AG», стоимость активов которого на 2020 год составляет более 36 млрд. евро, а капитализация за тот же период более 10 млрд. евро. Заводы компании выпускают высококачественную углеродистую и нержавеющую сталь, а также занимаются производством высокоскоростных поездов, лифтового оборудования и кораблей для ВМФ Германии.
В ножевой индустрии наибольшее применение нашли две стали концерна Крупп: углеродистая W75 Carbon Steel и нержавеющая 1.4116 Krupp Stainless Steel.
W75 Carbon Steel представляет собой классическую углеродистую сталь с содержанием углерода порядка 0,7 — 0, 8 %. Количество хрома в ней составляет приблизительно 0,35%, что делает ее крайне уязвимой к коррозии. В стали также содержится до 0,37% кремния и 0,5-0,8 % марганца. Эффективная твердость закалки составляет 59-62 HRC. По своему составу она близка к популярной американской стали 1085, которая активно применяется для производства туристических ножей и топоров.
Сталь W75 используется несколькими известными европейскими фирмами для изготовления охотничьих ножей, в первую очередь со «сканди-спусками», так как обладает хорошей ударной вязкостью и позволяет удерживать стойкость режущей кромки при сведении «в ноль». Она не может конкурировать по износостойкости с современными порошками, однако обладает традиционной для любой относительно мягкой «углеродки» способностью легко затачиваться и правиться. Для заточки этой стали не рекомендуется использовать водные камни, из-за ее низкой коррозионной стойкости. Также многие опытные заточники рекомендуют не использовать длительную финишную полировку на таких сталях, оставляя режущую кромку достаточно «агрессивной» за счет остающихся на подводе рисок, для того, чтобы избежать появления так называемого «мыльного реза».
1.4116 Krupp Stainless Steel (X50CrMoV15) — это высококачественная нержавеющая сталь доступного ценового сегмента. На сегодняшний день главный конкурент популярных сплавов 420НС и Sandvik 12C27. Сталь содержит в своем составе 0,45–0,55% процентов углерода, 1% марганца, 0,48 % молибдена и до 0,25 % ванадия. Содержание хрома на уровне 14.5-14.8%, делает ее практически нержавеющей, хотя в условиях длительной высокой влажности нож может покрываться точечным питтингом. Твердость клинков из этой стали составляет порядка 55-57 HRC.
Невысокое содержание углерода не позволяет ножам из 1.4116 иметь длительную износостойкость режущей кромки, хотя применение процесса термообработки с нагреванием в вакуумной печи до 1200 °С и последующим охлаждением в жидком азоте, позволяет несколько увеличить этот параметр. И все же популярность этого сплава основывается прежде всего на отличном равномерном карбидном составе, дающем высокую прочность и невысокой цене готовой полосы листового проката. На сегодняшний день сталь 1.4116 обладает максимальным уровнем популярности как в Европе, так и в США. Крупнейшие мировые производители изготавливают из нее складные, туристические и охотничьи ножи , а также широкий ассортимент кухонных ножей. 1.4116 Krupp отлично правиться мусатом и легко принимает заточку любыми абразивами, не требует ухода и обладает предсказуемыми свойствами. На сегодняшний день это одна из самых универсальных ножевых сталей.
Вклад концерна Thyssen Krupp в современную ножевую индустрию очень велик. Несмотря на то, что фирма не участвует в гонке на производство лучших "порошков" и имеет очень узкий ассортимент сталей, предназначенных для производства ножей. Тем не менее ее главный продукт в этой области — сталь 1.4116 уверенно удерживает лидирующие позиции в нише недорогих, "рабочих" ножей.